Обзор текущего состояния рынка услуг ответственного хранения по итогам 2016-2017 гг.
Услуги ответственного хранения — комплекс работ по складированию товаров и грузов поклажедателя на складе хранителя, где компания, организующая хранение, обязуется взять на себя расходы и обязательство по обработке грузов, а поклажедатель — оплатить предоставленные услуги. Популярна система Third Party Logistics (3PL), представляющая собой осуществление отдельных или комплексных услуг по логистике третьей стороной, посреднической между производителем и клиентом.
Основные вопросы, задаваемые потребителями логистических услуг:
- В чём превосходства и минусы подобных услуг по отношению к непосредственной аренде складов и собственным мониторингом передвижения товаров?
- Сколько будут стоить услуги и не выгоднее ли купить складскую площадь?
- Какому оператору отдать предпочтение и какие факторы определяющие: стаж, репутационные составляющие, тех. свойства склада или цена предоставляемых услуг?
- Какие компоненты важнее — тип WMS (Warehouse Management System), специфика соглашения о складском хранении, вероятность расширения или другие?
СРАВНЕНИЕ АРЕНДЫ И ОТВЕТСТВЕННОГО ХРАНЕНИЯ
Подбор аренды или ответ. хранения зависит от специфики бизнеса: объёмов складирования товара, выручки, влияния сезонного фактора в доставках грузов и реализациях, квалифицированности штата сотрудников компании и пр. Прибегая к подобным услугам, фирме следует руководствоваться целесообразностью принимаемого решения в условиях установившейся экономической конъюнктуры в сегменте складов ответ. хранения.
Дать чёткий ответ поможет специалист в сфере 3PL. Он располагает сведениями, касающимися положения на рынке, репутации фирм, предоставляющих складские услуги, и цен услуг.
В сотрудничестве с консультантом возможен оптимальный подбор склада, исходя из удобства его месторасположения, стоимости и качества услуг по ответ. хранению.
ОТВЕТСТВЕННОЕ ХРАНЕНИЕ В МОСКВЕ И В РЕГИОНЕ
Сегодня в сегменте логистических услуг наблюдается весомая конкуренция — появление новых игроков затруднено. Рынку удалось пройти начальный этап формирования, но на него оказали дестабилизирующее воздействие кризис 2008-2009 гг. и нынешнее снижение рынка 2016-2017 гг.
На текущий момент российский сегмент логистического аутсорсинга располагает респектабельными 3PL-провайдерами с опытом зарубежной деятельности. Насчитывается около 5 000 транспортно-экспедиторских фирм (с региональными филиалами), в т. ч. свыше 3 000 перевозчиков, 1 000 агентов и операторов (экспедиторы). Свыше 1 000 организаций функционируют в ранге складских операторов.
Следует выделить менее трёхсот логистических провайдеров, оказывающих спектр экспедиторских услуг и организующих временное хранение. Менее пяти процентов из них можно считать 3PL-провайдерами, готовыми к решению любых логистических вопросов заказчиков, в т. ч. проблем оптимизации бизнеса в механизме поставок.
Ключевые моменты, сдерживающие развитие логистического бизнеса в РФ:
- отсутствие передового инфраструктурного оснащения;
- отсутствие необходимых компьютерных технологий;
- дефицит профессионалов в данной сфере;
- административные препятствия и ограничения;
- невысокий спрос от крупных оптово-розничных сетей и прочих организаций;
Львиная доля транспортно-экспедиторских фирм находится в Москве, Санкт-Петербурге, портовых населённых пунктах и административных центрах.
Выявим ёмкость сегмента логистических услуг, т.е. размер прибыли от услуг ответ. хранения на территории Москвы и Подмосковья.
По результатам проведённых подсчётов ёмкость сегмента в Москве и области составила 24,3 млрд. руб. В совокупности же логистический рынок эксперты оценивают в 1,4 трлн руб. Полученные цифры свидетельствуют о весомом потенциале его развития.
СПРОС НА УСЛУГИ
Опосредованное представление о спросе на логистические работы даёт число сделок по аренде складских площадей.
В кризисную пору компании, чтобы снизить убытки, старались сдавать часть складов ответственного хранения в субаренду или менять положения аренды с владельцами площадей. Исходя из статистики сделок, отметим подъём спроса на логистические услуги, наблюдавшийся в 2013 году. После снижения в 2012-2014 гг. произошёл подъём числа сделок с транспортно-логистическими организациями. Впрочем, в силу падения макроэкономических показателей, ждать аналогичного подъёма в 2017 году не приходится.
Нынешняя обстановка по загруженности складов:
- Складские помещения категории «А», управляемые крупными интернациональными компаниями, располагают несущественной долей свободных помещений. Заметим, что фирмы-операторы быстро среагировали на изменения на рынке и избавились от вакантных помещений. Это обеспечило невысокий уровень вакантности.
- Среди небольших складских помещений категории «А» и «В», находящихся под контролем менее крупных организаций, доля свободных помещений составляет 15-25 процентов. Это объясняется тем, что собственники таких помещений — фирмы, распоряжающиеся площадями на собственное усмотрение, лишь отчасти предоставляют склады для сторонних пользователей.
- Складские площади категории «B» и «С», принадлежащие непрофессиональным фирмам и владельцам недвижимости, характеризует большая доля свободных помещений (в особенности на территории МКАД). Для подобных складских помещений не редкость напольное складирование. Средний уровень вакантных помещений — 1000-7000 кв. м на склад.
Сегодня число обращений за складской логистикой по отношению к прошлому году снизилось. 3PL-операторы для привлечения клиентов стали запускать обновлённые программы скидок: 1) месяц бесплатного хранения при заключении соглашения на год; 2) упразднение оплаты за неиспользуемую площадь. В процессе подписания договора для клиента бронируется определённое помещение, но в первые месяцы пользователь не использует предоставленную площадь полностью. На основе этого операторы стали принимать платежи только за используемую территорию склада.
В сегменте логистических услуг фигурирует понятие сезонности загрузки. По приближению окончания года у львиной доли зарекомендовавших себя операторов процент свободных помещений уменьшается и составляет примерно 1000 кв. м. При этом с февраля доля свободных площадей поднимается до 15 процентов.
СОВРЕМЕННЫЕ ТАРИФЫ НА АРЕНДУ СКЛАДА И ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ
Стоимость услуг зависит от нужд пользователя, свойств груза, его суммарного объёма и оборачиваемости. Впрочем, средний диапазон цен всё же выделяется. Уровень базовых тарифов за ответственное хранение, руб./паллетоместо/сутки (без НДС) выглядит следующим образом:
Кроме складирования логистические компании выполняют комплекс дополнительных услуг. Приводим таблицу цен на сопутствующие услуги.
Определённые компании включают их в совокупный тариф за складирование. В зависимости от репутации и ранга операторов стоимость услуг различается.
Заметим, что в отличие от стоимости складирования 1 паллето-места, цена обработки товаров с 2016 года поменялась неощутимо. Это связано с увеличением стоимости оборудования для операторов в силу изменившегося курса рубля.